В завершении 2020 года в Православной гимназии №11 подвели итоги работы, посвященной празднованию 800-летия великого князя Александра Невского и обсудили феномен его образа как князя, семьянина, дипломата, воина и святого. В рамках Знаменских чтений проводилась работа по обобщению опыта и его представления педагогическому сообществу города.
Для гимназии образ святого покровителя является путеводной звездой к спасению через добрые помыслы и дела. С момента основания гимназии 7 лет назад и до сегодняшних дней каждое утро на молитвенном правиле звучит тропарь «Я́ко благочести́ваго ко́рене/ пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре…». Благословляясь на добрые дела, гимназисты приступают к учебе и «просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́», понимая, что главный труд сегодня – учеба. А в период короновируса ценность обучения почувствовал каждый – и ученик, и учитель, и родитель.
Об этом шла речь на состоявшемся 16 декабря на базе Православной гимназии №11 семинаре. Поприветствовал участников семинара митрофорный протоиерей Геннадий Ведерников, благочинный центрального округа, настоятель Храма А. Невского. Его ободряющая речь о возрождении традиции почитания героев и святых стала добрым посылом для собравшихся. Диденко Владимир Алексеевич, директор Православной гимназии, дополнил приветствие собравшихся словами поддержки всех, кто занимается воспитанием детей, отметил высокую роль учителя и его ответственность за сохранение и укрепление объединяющей силы веры.
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №2](https://sun9-34.userapi.com/impf/m0ichq6W7R_jquDZnLJlRtx_K_h7pIsvkFVPCw/XsmOjekrV6s.jpg?size=807x502&quality=96&sign=f460d50c8bf6865a5e68f62c260f4257&type=album)
Иерей Алексей Бессонов, Духовный попечитель Православной гимназии №11, руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской Епархии обсудил значение образа святого как цельного человека, опираясь на описание в летописи, где внутреннее содержание отражается в наружном образе, голосе. Вызвали интерес его примеры диссонанса знаний и действий, что проявляется в отсутствии личного переживания образа. Отец Алексей посоветовал книгу Т. Мироновой для подростков, написанную в жанре приключения об истории периода А.Невского, где главные герои окунулись в историю, освоив древнерусский язык, познав быт, культуру.
О включении учащихся и педагогов в творческую и проектно-исследовательскую работу по формированию образа А.Невского у учащихся рассказал Дмитрий Васильевич Прохоренков, зам.директора по НМР Православной гимназии №11, руководитель ГМО учителей ОРКиСЭ. Он рассказал, как на примере таких форм творческой деятельности как видеоэссе и интервью формируется личное отношение к князю.
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №3](https://sun9-66.userapi.com/impf/mX_H5x8_3yxAu3lGZ4La0NoCMFohO_9nNioywA/PRkwV6Bouno.jpg?size=792x588&quality=96&proxy=1&sign=e3db5a69931c1cb3d027fc7f08c2678a&type=album)
Иерей Климент Диденко, помощник Духовника гимназии, Настоятель Прихода во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» рассказал о секретах создания творческих проектов, в процессе работы над видеороликами дети по разному раскрывались, использовал активные методы (например, юмор, спор) для искреннего расположения детей. Говоря об образе А. Невского важно апеллировать к опыту познания и переживания детей. Далекий по времени образ русского святого становится родным, когда о нем говорят дети, становится более близким, если дети отходят от привычных рамок уроков, правильных ответов «у доски», а могут рассуждать о святом как о близком человеке. Отец Климент рассказал и о сложностях технической работы видеомонтажа, так же были показаны фрагменты мультфильма о Невском, который был одним из первых, снятых в мультстудии «Князь». Важно, что в этом мультфильме использовались рисунки детей разного возраста, в разных техниках,
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №4](https://sun9-16.userapi.com/impf/pQNx08UavoUHGXty3saYeYvZJMgJYF4twWIzCA/lYKVnfbq_C4.jpg?size=807x514&quality=96&sign=f20edc1a8638209a634112b6063f3704&type=album)
В заключении Диана Александровна Адам, заместитель директора по учебной работе рассказала о том, как важно привлекать к работе родителей (например, проводя веселые старты, посвященные герою), о творческой работе всего коллектива над созданием кукольного спектакля «Не в силе Бог!». В обсуждении отношения священства к театру и игре положительных героев высказались духовники. Важно, что бы дети играли положительных героев, старались им сопереживать и подражать. Так же Диана Александровна рассказала о том, как важно привлекать к совместной творческой работе детей разных возможностей.
Педагогами гимназии были показаны фрагменты уроков и внеурочной деятельности, обсуждались проблемы ухода от навязывания темы, от методов пассивного познания. При обсуждении отмечался положительный результат методов «перевернутого класса», погружения в проблему через принятия детьми роли учителя, когда распределяются темы между учениками и им предоставляется возможность провести уроки в младших классах, используя самостоятельно созданные презентации, например, образа А.Невкого в искусстве.
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №5](https://sun9-13.userapi.com/impf/Fy86CLYe7K7q-l-Jt9ay55Ok_gnjFsFBNvt9Tg/Cj-7N5KtoRM.jpg?size=807x450&quality=96&sign=6e6b9687320ec4e56552a9d4abe6323c&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №6](https://sun9-73.userapi.com/impf/_dqZzVm9ZaoNq1rFupABJWlu-mBrP3NIEEPNgw/ZDQYuUWe8QE.jpg?size=807x450&quality=96&sign=a8a6be2e034b60cd973d147a04fbe760&type=album)
В заключении Диана Александровна Адам, заместитель директора по учебной работе рассказала о том, как важно привлекать к работе родителей (например, проводя веселые старты, посвященные герою), о творческой работе всего коллектива над созданием кукольного спектакля «Не в силе Бог!». В обсуждении отношения священства к театру и игре положительных героев высказались духовники. Важно, что бы дети играли положительных героев, старались им сопереживать и подражать. Так же Диана Александровна рассказала о том, как важно привлекать к совместной творческой работе детей разных возможностей.
Педагогами гимназии были показаны фрагменты уроков и внеурочной деятельности, обсуждались проблемы ухода от навязывания темы, от методов пассивного познания. При обсуждении отмечался положительный результат методов «перевернутого класса», погружения в проблему через принятия детьми роли учителя, когда распределяются темы между учениками и им предоставляется возможность провести уроки в младших классах, используя самостоятельно созданные презентации, например, образа А.Невкого в искусстве.
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №7](https://sun9-4.userapi.com/impf/ItFNMYI9WeE0xIsq6x6ICEDHf0uBvt1pq8xI9w/ojQnhFsd29M.jpg?size=807x538&quality=96&sign=eba2f00c8a25d950ef33cdc9379f9897&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №8](https://sun9-4.userapi.com/impf/neG0HhcA7XHgUua7--wKWll1ej_TAS7aPv3v5g/_d72ms5NcmA.jpg?size=807x538&quality=96&sign=c4d63d0b3de8fe53f502003db8355eea&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №9](https://sun9-67.userapi.com/impf/9zkA7XKidGBdOyX0ZL2rM2EDW1yjkhrXobMbyg/OxYt_xpq4O0.jpg?size=807x538&quality=96&sign=f44c07142646b1f41cf82bab632d819b&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №10](https://sun9-63.userapi.com/impf/spu8TI9qGvAuN42v_FUv-tHqwWjJj3h54_xxsg/Al5KgtjGMHE.jpg?size=807x538&quality=96&sign=953e999aa8f9428b47eebd47bc665055&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №11](https://sun9-5.userapi.com/impf/4D9S7QyjjtYNnHFXa8dCoTC4Y2vBuhvD68ivEQ/0wSsZYF6LxU.jpg?size=807x450&quality=96&sign=9d07f33c6f0f1f978138d296fe7cfdb0&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №12](https://sun9-75.userapi.com/impf/xH6TvJn0i207U0YqFz9_pwV4-qJ9vNZFcP8PBQ/qc2ELrvTXiM.jpg?size=807x450&quality=96&sign=32cfc513c7a6e41459ed6a1c26565e6c&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №13](https://sun9-33.userapi.com/impf/JGDuyrCWRFIRf4ISnXe78O_qltD9s9ABmIwphA/Z8cNfxxnZmw.jpg?size=807x450&quality=96&sign=490a0096121a6c4c66df7420578dd4a3&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №14](https://sun9-57.userapi.com/impf/AVB3RqVC6ZQipexy54GTgpsVxVFIvVg3h68sgQ/eTAy6Cg2YVw.jpg?size=807x450&quality=96&sign=1f90b0e7001f0d76bb931e371c8a9b3c&type=album)
![СЕМИНАР ПРО ФЕНОМЕН ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ, изображение №15](https://sun9-7.userapi.com/impf/0Q4GOYHbPcOFSL2onLxzi-DDKPgnYJxInQdC_g/Drra7pv_azE.jpg?size=807x450&quality=96&sign=9281fa85a7baa71e0c47e8e2d267d27d&type=album)
В заключении учитель гимназии и библиотекарь Артем Анатольевич Ершов сделал краткий обзор рекомендуемой литературы о святом Александре Невском, рассказало базовой литературе, чтение которой позволит сформировать образ князя многопланово, как исторического героя, политика, дипломата, как святого и образца для подражания как взрослым, так и детям.
Теплые отзывы о семинаре сопровождали обсуждение разных тем, было приятно читать комментарии коллег, друзей и единомышленников.
Православная гимназия как всегда открыта для творчества и совместной работы, и подводя итоги уходящего года, в очередной раз приглашает на свои последующие мероприятия, на премьеры, которые ожидаются в этом учебном году, посвященном юбилею своего небесного покровителя.