В завершении 2020 года в Православной гимназии №11 подвели итоги работы, посвященной празднованию 800-летия великого князя Александра Невского и обсудили феномен его образа как князя, семьянина, дипломата, воина и святого. В рамках Знаменских чтений проводилась работа по обобщению опыта и его представления педагогическому сообществу города.
Для гимназии образ святого покровителя является путеводной звездой к спасению через добрые помыслы и дела. С момента основания гимназии 7 лет назад и до сегодняшних дней каждое утро на молитвенном правиле звучит тропарь «Я́ко благочести́ваго ко́рене/ пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре…». Благословляясь на добрые дела, гимназисты приступают к учебе и «просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́», понимая, что главный труд сегодня – учеба. А в период короновируса ценность обучения почувствовал каждый – и ученик, и учитель, и родитель.
Об этом шла речь на состоявшемся 16 декабря на базе Православной гимназии №11 семинаре. Поприветствовал участников семинара митрофорный протоиерей Геннадий Ведерников, благочинный центрального округа, настоятель Храма А. Невского. Его ободряющая речь о возрождении традиции почитания героев и святых стала добрым посылом для собравшихся. Диденко Владимир Алексеевич, директор Православной гимназии, дополнил приветствие собравшихся словами поддержки всех, кто занимается воспитанием детей, отметил высокую роль учителя и его ответственность за сохранение и укрепление объединяющей силы веры.
Иерей Алексей Бессонов, Духовный попечитель Православной гимназии №11, руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской Епархии обсудил значение образа святого как цельного человека, опираясь на описание в летописи, где внутреннее содержание отражается в наружном образе, голосе. Вызвали интерес его примеры диссонанса знаний и действий, что проявляется в отсутствии личного переживания образа. Отец Алексей посоветовал книгу Т. Мироновой для подростков, написанную в жанре приключения об истории периода А.Невского, где главные герои окунулись в историю, освоив древнерусский язык, познав быт, культуру.
О включении учащихся и педагогов в творческую и проектно-исследовательскую работу по формированию образа А.Невского у учащихся рассказал Дмитрий Васильевич Прохоренков, зам.директора по НМР Православной гимназии №11, руководитель ГМО учителей ОРКиСЭ. Он рассказал, как на примере таких форм творческой деятельности как видеоэссе и интервью формируется личное отношение к князю.
Иерей Климент Диденко, помощник Духовника гимназии, Настоятель Прихода во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» рассказал о секретах создания творческих проектов, в процессе работы над видеороликами дети по разному раскрывались, использовал активные методы (например, юмор, спор) для искреннего расположения детей. Говоря об образе А. Невского важно апеллировать к опыту познания и переживания детей. Далекий по времени образ русского святого становится родным, когда о нем говорят дети, становится более близким, если дети отходят от привычных рамок уроков, правильных ответов «у доски», а могут рассуждать о святом как о близком человеке. Отец Климент рассказал и о сложностях технической работы видеомонтажа, так же были показаны фрагменты мультфильма о Невском, который был одним из первых, снятых в мультстудии «Князь». Важно, что в этом мультфильме использовались рисунки детей разного возраста, в разных техниках,
В заключении Диана Александровна Адам, заместитель директора по учебной работе рассказала о том, как важно привлекать к работе родителей (например, проводя веселые старты, посвященные герою), о творческой работе всего коллектива над созданием кукольного спектакля «Не в силе Бог!». В обсуждении отношения священства к театру и игре положительных героев высказались духовники. Важно, что бы дети играли положительных героев, старались им сопереживать и подражать. Так же Диана Александровна рассказала о том, как важно привлекать к совместной творческой работе детей разных возможностей.
Педагогами гимназии были показаны фрагменты уроков и внеурочной деятельности, обсуждались проблемы ухода от навязывания темы, от методов пассивного познания. При обсуждении отмечался положительный результат методов «перевернутого класса», погружения в проблему через принятия детьми роли учителя, когда распределяются темы между учениками и им предоставляется возможность провести уроки в младших классах, используя самостоятельно созданные презентации, например, образа А.Невкого в искусстве.
В заключении Диана Александровна Адам, заместитель директора по учебной работе рассказала о том, как важно привлекать к работе родителей (например, проводя веселые старты, посвященные герою), о творческой работе всего коллектива над созданием кукольного спектакля «Не в силе Бог!». В обсуждении отношения священства к театру и игре положительных героев высказались духовники. Важно, что бы дети играли положительных героев, старались им сопереживать и подражать. Так же Диана Александровна рассказала о том, как важно привлекать к совместной творческой работе детей разных возможностей.
Педагогами гимназии были показаны фрагменты уроков и внеурочной деятельности, обсуждались проблемы ухода от навязывания темы, от методов пассивного познания. При обсуждении отмечался положительный результат методов «перевернутого класса», погружения в проблему через принятия детьми роли учителя, когда распределяются темы между учениками и им предоставляется возможность провести уроки в младших классах, используя самостоятельно созданные презентации, например, образа А.Невкого в искусстве.
В заключении учитель гимназии и библиотекарь Артем Анатольевич Ершов сделал краткий обзор рекомендуемой литературы о святом Александре Невском, рассказало базовой литературе, чтение которой позволит сформировать образ князя многопланово, как исторического героя, политика, дипломата, как святого и образца для подражания как взрослым, так и детям.
Теплые отзывы о семинаре сопровождали обсуждение разных тем, было приятно читать комментарии коллег, друзей и единомышленников.
Православная гимназия как всегда открыта для творчества и совместной работы, и подводя итоги уходящего года, в очередной раз приглашает на свои последующие мероприятия, на премьеры, которые ожидаются в этом учебном году, посвященном юбилею своего небесного покровителя.