30 мая

Дистанционное обучение может быть только вспомогательным

Дистанционное обучение может быть только вспомогательным

В марте 2020 года из-за коронавирусной эпидемии школы перешли в режим дистанционного обучения. То же сделали и православные школы. В мае учебный год закончился, последние уроки прошли в минувшую пятницу, 22 мая.

В апреле-мае информационно-аналитическая служба Синодального отдела религиозного образования и катехизации попросила православные школы рассказать, как они организовали дистанционное обучение. В результате на портале “Православное образование” опубликовано сейчас 6 материалов.

5 шагов, чтобы организовать дистанционное обучение. Опыт гимназии имени митрополита Платона (Левшина)

Поначалу многие приветствовали новый формат общения: о дистанционном обучении в православной гимназии Серпухова

Дистанционный учебный процесс никогда не заменит очный: директор Варницкой гимназии рассказал о переходе на дистанционное обучение

Дистанционно провели уже несколько экзаменов: как организовал учебный процесс Православный центр образования святителя Николая Чудотворца

В многодетных семьях компьютер один, а дети — в разных классах. Что делать? Как в «Ховринской гимназии Лампада» организовали дистанционное обучение

«Опыт дистанционного обучения оказался очень полезным»: православная школа «Звонница» в режиме самоизоляции

Администрация школ поделилась тем, как получилось организовать дистанционный учебный процесс, насколько выросла нагрузка на учителей, какова техническая оснащенность школ, какими приложениями пользовались учителя и ученики и какие проблемы возникли. Итог дистанционного обучения в школах — в этом материале. Статья представляет собой обобщенный материал по деятельности 6 школ в условиях карантина и самоизоляции.

Техническая оснащенность и электронные ресурсы

Чтобы организовать процесс, понадобились совместные усилия учителей, учеников и их родителей. Готовились рабочие места учителей и учеников. Многим не хватало технического обеспечения. Например, в Ховринской гимназии “Лампада” пришлось закупить для учителей и учеников несколько веб-камер, предоставить ноутбуки.

Сложности возникли с выбором электронных мессенджеров, образовательных платформ и курсов. Так, Московская электронная школа подвисала, в WhatsApp нельзя созвониться с большим количеством абонентов.

Возникли проблемы даже с Zoom, хотя программа сейчас очень востребована. Некоторые родители просили отказаться от нее, поскольку система открыта и данные могут попасть в общий доступ. Учителя тоже остались недовольны. Отмечали, что платформа подвисает, а главное — что стоит лимит на 40 минут, после которого урок прекращается.

Среди выбранных школами программ и ресурсов:

  • образовательные порталы Google Класс, МЭШ, РЭШ, портал «Просвещение», ЯКласс, Яндекс.Учебник, Учи.ру, Фоксфорд, Медиатека, МосОбрТВ, Учебник.Мос.Ру, разработки ГМЦ;
  • для видеосвязи — Zoom, Skype, Google Meet;
  • мессенджеры и соцсети для связи и рассылки — WhatsApp, Viber, ВКонтакте; и, конечно, электронная почта.

Новые технологии на занятиях

Школы выработали новое расписание для учащихся, в соответствии с СанПиН. В некоторых школах научились проводить онлайн-зарядки, уроки хореографии. Показательны уроки ритмики в Православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Учитель проводил урок, дети его просматривали урок. Затем они разучивали движения дома, снимали на видео и отправляли учителю. В результате дети записывали целые танцы.

Варницкая гимназия активно использовала Google Documents и Google Forms для работы на уроках. В гугл-документе удобно делать письменные задания: там учитель и ученик видят один документ, в реальном времени они вместе могут писать и исправлять. В гугл-формах преподаватели гимназии делали тесты.

Православная гимназия прп. Варлаама организовала совместные утренние молитвы. Каждый записал, как он читает правило, потом все дорожки свели в одну. Получился хор детей, читающих молитвенное правило.

Пытаясь убедиться в том, что ученики по ту сторону экрана слушают учителя, некоторые преподаватели выбрали стратегию личного контакта с учеником. Во время урока учитель общался по очереди с каждым учеником, проверял его знания. Так Православный центр свт. Николая чудотворца провел даже несколько экзаменов. Учитель задавал ученику вопрос, тот без подготовки, смотря в веб-камеру, отвечал.

Учителям приходилось готовиться дольше

Многократно возросла нагрузка на учителей. После онлайн-уроков учителям приходилось проверять домашние задания учеников, которые те присылали в документах на электронную почту. Они их выверяли, исправляли ошибки и отправляли по почте обратно ученикам вместе с новыми заданиями. Помимо этого учителя консультировали родителей, по их просьбам работали с отстающими учениками индивидуально.

Из-за отсутствия прямого контакта учителя были вынуждены готовиться дольше к дистанционному уроку, чем к обычному. В школе достаточно было учебника, тетрадей, иногда презентации или карты. На дистанционный урок учитель вынужден готовить все это в электронном виде. По вечерам, после окончания занятий и проверки работ, в свободное время учителя создавали презентации для видеоуроков и готовили пособия на следующий день.

Не всегда у учителя была техническая возможность проводить онлайн-уроки. У преподавателя иностранного языка в Ховринской гимназии не было на даче интернета, ей приходилось выезжать на машине к сотовой вышке и работать в автомобиле по несколько часов. Одно из условий организации онлайн-обучения — это хороший интернет, и от школ его наличие не зависит.

Плюсы от дистанционного формата для учителей — многие из них действительно стали осваивать технологии. Многие открыли для себя новые учебные ресурсы и площадки, а также поняли, что электронный формат обучения может стать подспорьем в работе с детьми. Так, например, в православной общеобразовательной школе “Звонница” выразили желание повысить квалификацию педагогов в дистанционной работе и улучшить технические возможности школы.

Дома заниматься труднее

Родителям и детям тоже было сложно. В многодетных семьях компьютер один, школьников несколько, уроки в одно время. Выкручивались как могли. Учителя шли навстречу: например, как-то подстраивали график, чтобы рассказать тему и пообщаться со всеми.

Детям дома труднее сосредоточиться. Присутствует соблазн отойти с урока, отключить камеру, заниматься своим делом, сослаться на некачественный звук или видео и отключиться. Дети нуждаются в живом обучении и не воспринимают серьезно дистанционный формат.

Родители хотят, чтобы очное обучение возобновилось, отмечают, что и дети хотят пойти в школу. Хотя поначалу кому-то из детей и родителей новый формат был интересен. Прошло две недели дистанционного обучения, и интерес сменился ожиданиями, когда же вновь откроют школы.

Лучше очно

Подводя итог — родители, дети и учителя устали от дистанционного формата. По отзывам, ничто не может заменить живое общение. Несмотря на развитие средств связи, все-таки по-настоящему пообщаться с человеком, передать и получить информацию — а ней входят не только слова, но и мимика, жесты, взгляд — можно только в живом общении. Невозможно дистанционно оценить уровень знаний учащихся.

Дистанционное обучение допустимо как вспомогательное — когда не получается провести урок очно. Использование электронных ресурсов в качестве дополнения к программе поможет в развитии образовательного пространства школы.

Но учитель передает ученикам не только сухую информацию о предмете. Для детей он человек, который вместе с родителями ведет ребенка во взрослую жизнь. А для такой задачи недостаточно просто рассказать — нужно еще показывать собственным примером.

Александр Черепенин

pravobraz.ru