Научно-практическая конференция «Человек, культура, история, религия: воспитательный ресурс школы» 26 ноября прошла в онлайн-формате, собрав более 200 педагогов города и области.
Организаторами конференции стали Отдел религиозного образования и катехизации Нижнетагильской епархии, Управление образования Администрации г. Нижний Тагил и два муниципальных ресурсных центра (ГДДЮТ и МАОУ Гимназия № 86). По замыслу организаторов, конференция должна стать традиционной.
На пленарном заседании с приветственным словом выступил руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Нижнетагильской епархии иерей Андрей Брагин. Он рассказал о теме XXX Рождественских чтений в рамках которых проводятся VIII Знаменские образовательные чтения и эта научно-практическая конференция, а также подчеркнул важность этой конференции для всего педагогического сообщества Нижнетагильской епархии.
Так же со словами приветствия к участникам конференции обратилась Беляева Елена Сергеевна, заместитель начальника Управления образования г. Нижнего Тагила. Она в свою очередь поприветствовала участников и рассказала о том какие секции ждут участников конференции после пленарного заседания.
Основной доклад пленарного заседания научно-практической конференции озвучил консультант отдела этноконфессиональных отношений и организации работы по профилактике экстремизма Департамента внутренней политики Свердловской области Суслонов Павел Евгеньевич.
Его доклад был посвящён рассмотрению роли традиционных российских духовно-нравственных ценностей в современном российском обществе, рассматриваемой через призму государственно-конфессиональных отношений. Павел Евгеньевич напомнил отметил, что профилактика экстремизма в школьной среде очень важна, однако именно формирование позитивных установок посредством просвещения и воспитания — это как раз та лепта, которую могут внести педагоги в общее дело профилактики экстремизма.
Далее участники конференции разошлись по четырем секциям.
Секция 1. Историко-культурная значимость религиозного знания в современной школе.
В работе секции приняли участие 32 человека – педагоги школ Нижнего Тагила и других городов.
Были прослушаны доклады об опыте реализации патриотическо-нравственного воспитания в школе №33 и гимназии №18 г. Нижнего Тагила. Педагоги поделились интересным опытом организации школьных и внеклассных мероприятий.
Руководитель ОРОиК Нижнетагильской епархии иерей Андрей Брагин представил список тем для проектов, которые могут быть реализованы учениками школ в сотрудничестве с ОРОиК.
По итогам заседания было принято решение о дальнейшем многостороннем сотрудничестве школ с ОРОиК Также поступило предложение популяризировать представленный опыт на семинарах ГМО.
Секция 2. Воспитательный потенциал культурно-образовательных событий в системе дополнительного образования.
В Заседании секции приняли участие 52 педагога, среди них заместители директора по воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. На обсуждение были вынесены следующие доклады:
– Рабочая программа воспитания: событийная педагогика в действии (Уманская М.В., к.п.н., зам. директора по информационно-методической работе МБУ ДО ГДДЮТ).
– Информационная безопасность как компонент профориентационной работы с учащимися (Потоскуев С.Э., к. ф.-м. н., методист высшей категории МБУ ДО ГДДЮТ).
– Профориентационный проект «Билет в будущее»: возможности и перспективы (Зайцева В.Р., педагог-организатор МБУ ДО ГДДЮТ).
По итогам заседания приняты следующие решения:
Продолжить совершенствование воспитательной работы в школе с участием учреждений дополнительного образования, активного включения учащихся школ в общегородские и епархиальные социально-значимые проекты.
Рекомендовать УДО и школам составить план воспитательной работы в ключе событийного подхода к организации воспитания.
Организовать профориентационную работу с учащимися и их родителями с применением ресурсов проекта «Билет в будущее».
Включать вопросы информационной безопасности и их изучение при организации методической и консультационной деятельности педагогических работников.
При организации воспитательной работы учитывать риски и оценивать уровень защищенности современного поколения юных тагильчан от информации, в том числе распространяемой в сети Интернет, которая вредит их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Секция 3. Формирование гражданской позиции у школьников.
В заседании секции приняли участие 44 педагога, среди которых учителя истории и обществознания, заместители директора по воспитательной и правовой работе школ города Нижний Тагил и других муниципалитетов, входящих в состав Нижнетагильской Епархии.
На секции выступили с докладами Постников П.Г., к. п. н., учитель истории и обществознания, зам. директора по инновационной и методической работе МАОУ Политехническая гимназия; Семенова Г.Н., педагог дополнительного образования высшей категории МБУ ДО ГДДЮТ; Зимина Е.Г., учитель истории и обществознания высшей категории МАОУ гимназия №18.
Выступающими были рассмотрены такие важные, дискуссионные вопросы, как особенности формирования исторического сознания и гражданской идентичности в современных условиях, определены основные формы работы учителя по развитию гражданской позиции в процессе обучения истории и обществознания, представлен уникальный опыт формирования гражданского мировоззрения обучающихся посредством погружения их в проектную деятельность и работу с семейными архивами.
Были обозначены и такие «болевые точки» в работе современного учителя, как ценностный кризис в обществе, снижение эффективности традиционных подходов и методов обучения в работе с современными учащимися.
По итогам заседания приняты решения:
Продолжить популяризацию опыта учителей города по формированию активной гражданской позиции и ценностно-смысловой ориентации учащихся средствами исторического образования;
Рекомендовать провести заседание методического объединения учителей истории (в начале 2022 г.) по обсуждению проблем и выработке единых подходов к формированию исторического сознания у учащихся, умений интерпретации исторических фактов и способности к критической оценке политических событий, высказываний, противостоянию манипулятивному воздействию со стороны деструктивных организаций.
Обеспечить сотрудничество сообщества учителей истории и обществознания с учеными-историками (с привлечением представителей кафедры гуманитарных и социально-экономических наук педагогического института) по вопросам организации просветительской работы со старшеклассниками о способах верификации информации об исторических фактах, событиях, явлениях; об историческом контексте таких понятий, как гражданственность, патриотизм, свобода, социальная ответственность и т.д.; о ценности исторического опыта в прогнозировании тенденций развития современного общества.
Секция 4. Организация эффективного взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательных отношений.
В заседании секции приняли участие 52 педагога, среди которых классные руководители, педагоги-организаторы, заместители директора по воспитательной и правовой работе школ города Нижний Тагил и других муниципалитетов, входящих в состав Нижнетагильской Епархии.
На секции выступили с докладами Семенова Ольга Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №32, классный руководитель; Скоробогатова Ю.В., к.п.н, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НТГСПИ (ф) РГППУ; педагог-психолог высшей категории МБОУ СОШ «Центр образования №1».
В рамках работы секции были рассмотрены основные подходы к воспитательной деятельности в классе и школе, технология событийного подхода в современной практике воспитательной работы с классом, а также один из особенно важных в современной педагогике вопрос профилактики деструкций, агрессивного, девиантного, суицидального поведения подростков.
Спикеры секции особенно обратили внимание на динамичность модели коммуникаций участников образовательного процесса любой образовательной организации, которая включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: взаимодействие обучающихся между собой, выстраивание отношений педагог-обучающийся, а также взаимодействие с семьями обучающихся с целью сделать их непосредственными участниками активной школьной жизни.
По итогам заседания приняты решения:
Организовать деятельность МРЦ по воспитательной работе, включив в качестве отдельного направления обмен опытом по организации эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений;
Обобщить лучший опыт использования эффективных механизмов воспитательной работы в школах города, обеспечивающий современное качество реализации программ воспитания.
Материалы выступлений спикеров доступны по ссылке
Видеозапись пленарного заседания и секций 1 и 3 можно посмотреть в группе нашего отдела в социальной сети ВКонтакте по ссылке https://vk.com/tagiloro?w=wall-64705055_576