12 февраля 2020 года в ОРОиК Нижнетагильской епархии состоялся семинар для педагогов и воспитателей, посвящённый приближающейся Масленице и Дню православной книги, два праздника, которые подчеркивают многогранность православия. Семинар проводили специалист ОРОиК Юсупова С.Г. и библиотекарь и педагог воскресной школы храма в честь Воскресения Христова, Голованова Е.А.
Масленица не за горами, а она, наверное, один из самых любимых праздников россиян, который отличается яркостью традиций, русской широтой и хлебосольством.
«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось – “масленица”?» – эти строки мы читаем у замечательного русского писателя Ивана Шмелева в одной из глав книги «Лето Господне».
С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время для встреч с друзьями и родными. Главное, чтобы празднование не привело к гастрономическим излишествам и элементам языческого разгула – почитания блина, как символики солнца, сжигания чучела зимы и прочее.
С другой стороны, масленица – это последняя подготовительная неделя к Великому Посту, да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина.
Разговор был построен именно в этом ключе: как нужно относится к парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни, а педагогам детских садов и школ дать какое-то правильное понимание об этом феномене смешения традиций.
В этом году последний день сырной седмицы, как называют масленичную неделю православные христиане, выпадает на 1 марта, а в понедельник 2 марта Церковь вступит в делание Великого Поста. Поэтому 1 марта – это не тот день, когда нужно стараться как можно больше съесть блинов и сметаны, а возможность попросить прощения у всех, кого мы обидели. Это день так и называется в народе – Прощеное воскресенье. Этому деланию всегда в помощь чрезвычайно умилительная и глубокая по содержанию церковная служба, называемая Чином Прощения. Она будет совершаться в каждом храме. И любой человек, даже невоцерковленный, не имеющий опыта в прохождения поста, может прийти на нее. И, поверьте, сердце – не камень, оно способно услышать многое…
Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что всякое морализирование кажется совершенно излишне по поводу масленицы в наши дни.
В завершении первой части семинара присутствующее преподаватели обсудили как можно проводить этот праздник, учитывая особенности светского образования. Все присутствующие согласились, что важно воспитывать ребенка как нравственную личность и научить его просить прощения, значит научить важному – осознанию собственной неправоты. И если в масленичный праздник рассказать детям, что в этот день верующие люди не только веселятся, но еще и прощение просят, то польза от этого может быть большая.
Вторая часть семинара была посвящена Дню православной книги. Праздник, который совсем недавно вошел в жизнь православных людей, он был учрежден Священным Синодом в 2009 году в честь издания первой книги, именно 1 марта по старому стилю, а значит 14 марта по новому стилю, в 1564 году был зафиксирован выход из печати первой книги. Это произошло в Москве на печатном дворе. Диакон Иван Федоров сделал первый оттиск книги “Апостол”. С этого момента началось официальное книгопечатание на Руси.
Сначала педагогов познакомили с историей создания православной книги, проиллюстрировав рассказ о давних событиях нашей истории редкими старинными книгами, хранящимися в библиотеке храма Воскресения Христова. И снимками самых первых рукописных текстов Священного Писания.
Но задача семинара – вызвать живой интерес к православной литературе у педагогов светских учреждений, актуализировать обращение к литературе, которая лишена развлекательности, а несет в себе духовно-нравственное зерно, не скрывает правды жизни, пробуждает уважение, любовь, милосердие в детских сердцах, учит бережно относится к слову, к знанию, и ведет только добру и свету, что так необходимо в воспитании настоящего человека, – поэтому обратимся к слову.
И так, как говорил Святитель Василий Великий : “Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние”.
Что, если не хорошая, умная книга станет помощником педагогу и воспитателю?
Когда-то в древней Руси книги имелись и хранились только монастырях, и люди шли в монашеские обители не только за молитвой, но и за книжным знанием, за культурой. Книги были на вес золота, их украшали богатыми переплетами и обложками из кожи, дорого дерева, золота и серебра, украшали драгоценными камнями, подчеркивая значимость и бесценность слова.
Сегодня православная литература доступна, создается, издается и переиздается большими тиражами, отличается многими направлениями, например: Священное Писание и богослужебная литература, которая предназначена для совершения служб, литература святоотеческая включает в себя творения святых отцов, их письма, агиография — жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, патерики, все, что издревле составляло атрибутику православного человека, катехизация, богословие, история, философия, педагогика – это огромные количество трудов, публицистика – имеет важнейшую роль в выражении мнения Церкви по тем или иным вопросам. Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе, которая постоянно увеличивается. И, конечно же, большое направление — детская православная литература. Она поражает своим разнообразием и широко представлена в храмах и книжных магазинах.
Собравшихся познакомили со множеством книг православных издательств, начиная со Священного Писания и трудов Святых Учителей Церкви, с такими бестселлерами как “Несвятые святые и другие рассказы” митрополита Тихона (Шевкунова), книга которая издана в 2011 году и популярность ее не снижается, она переведена на 14 языков, с новой книгой Евгения Водолазкина, которая появилась в 2018 году, это роман “Лавр”. Конечно было продемонстрировано множество литературы, разного назначения, но самый большой акцент был сделан на детскую книгу, которая воспитывает ум, душу и сердце.
Вспомним слова Святейшего патриарха Кирилла в день православной книги 14 марта 2011 года, он отметил непреходящее значение книги в современном мире: «Сегодня, кроме книги, есть множество других видов носителей информации ― телевидение, интернет и видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен, ведь здесь все показано на экране. Но читая художественное произведение, человек должен в своем сознании самостоятельно создать образ: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, представить себе, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут и так далее. Нет никакого экрана, нет никакого видео — все это должно возникнуть в сознании читателя.
Литература, которая помогает нам создавать художественные образы в нашем сознании, неслучайно называется художественной. Поэтому важно разъяснять детям, что если человек перестанет читать книги, если он будет только смотреть кино, видео, или Интернет-ресурсы, то у него исчезнет навык создавать художественный образ в своем сознании. А это очень опасно — человек становится беднее, его творческие способности ослабевают, он становится более зависим от внешних носителей информации.
Нам иногда говорят, что Интернет и видео вытеснят книгу. Если это произойдет, человечество очень пострадает, и в первую очередь от этого пострадают дети, молодежь, которые потеряют навык и способность создавать в своем сознании художественные образы.
Вот почему так важно, чтобы с самого раннего детства человек учился правильно выбирать книгу. День православной книги и был учрежден для того, чтобы мы задумались о своем отношении к книге, научились выбирать книги, полюбили чтение и через это формировали себя нравственно чистыми, интеллектуально сильными, физически здоровыми, любящими свою страну, любящими свой народ, любящими свою Церковь, любящими своих родителей, своих братьев и сестер — Людьми с большой буквы. Пусть Господь поможет нам через чтение книг вступить на путь умственного, нравственного и духовного совершенствования, к которому Он нас призывает».
Многие книги вызвали большой интерес у наших гостей, и мы планируем создание списка рекомендуемой литературы для чтения взрослым и детям с учетом возрастных особенностей.