8 декабря 2021 года состоялась пленарная дискуссия VIII Епархиальных Знаменских образовательных чтений, проводимых в рамках XXX Международных образовательных чтений. На тему «К 350-летию со дня рождения Петра I: СЕКУЛЯРНЫЙ МИР И РЕЛИГИОЗНОСТЬ». Запись трансляции вы можете посмотреть в любое время на YouTube-канале телеканала «Телекон» по ссылке https://youtu.be/Q-tJW6_KuCE
Отдел религиозного образования и кахетизации Нижнетагильской епархии выражает огромную благодарность в помощи при организации и проведении пленарной дискуссии: Администрации города Нижний Тагил, Управлению образования г. Нижний Тагил, телекомпании «Телекон», а так же Городскому дворцу детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил.
Вести мероприятие был приглашен Денис Александрович Маханько, журналист, продюсер, город Москва.
Преосвященный Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский в своем приветствии участникам дискуссии отметил, что Петр I неоднозначная историческая фигура, но все дела свои он совершал с пользой для России, в том числе и ошибки, и понимал свою ответственность перед государством. Петр I заложил процесс секуляризации и это имело свои последствия. Преосвященный Феодосий отметил актуальность вопроса о религиозности и секуляризации, и акцентировал внимание на том, что «надо идти царским путем, не отклоняться ни влево, ни вправо…стараться хранить свою историю». Выразил благодарность экспертам, участникам чтений, пожелав успехов и новых свершений.
С приветственным словом выступил глава города Владислав Юрьевич Пинаев. В своем обращении он отметил, что тема обсуждения сложная и глубокая. В своей речи глава города акцентировал внимание слушателей на том, что Петр I был великий реформатор и многое сделал для государства, но и отметил неоднозначность некоторых его деяний, касающихся нравственной роли Православия в жизни России, места религии в секулярном мире. Пожелал участникам в поисках ответов на эти вопросы содержательной дискуссии, плодотворной работы и взаимопонимания.
Основной доклад на тему Знаменских чтений представил Егор Станиславович Холмогоров, публицист, историк, ведущий авторских программ на телеканалах Russia Today и Царьград.
Основная мысль доклада состояла в том, что Петр I совершил масштабный переворот не только в промышленности, градостроении, внутренней, внешней политики, но и в культуре и образовании. Историк представил свой взгляд и дал оценку петровской эпохе. Рассказал о множестве интересных исторических фактах и о последствиях деяний Петра I, которые мы ощущаем даже в современном мире. Завершил свое выступление Егор Станиславович следующей фразой – «важно, что наше мышление десекуляритивное, наш разум способен познавать именно силу Богоданности его природы. Этот процесс возрождается в нас, он продолжит возрастать и укрепляться. Наше образование ждут лучшие дни, чем были некогда».
В основной части дискуссии приняли участие священник Алексей Бессонов, духовник Православной гимназии в честь святого благоверного великого князя Александра Невского города Нижний Тагил, Сергей Эрвинович Потоскуев, кандидат физико-математических наук, методист высшей категории Городского дворца детского и юношеского творчества города Нижний Тагил, Елена Николаевна Бородина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества Уральского государственного педагогического университета город Екатеринбург, а также приглашенные гости: Людмилла Сергеевна Попова, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №33 г. Н.Тагил, Марина Зурабовна Гонцова, к.и.н., методист МБОУ ДО ГДДЮТ г. Нижний Тагил, автор кинопроекта к юбилею Достоевского – Анна Александровна Ганжа.
На трансляции был представлен анонс проекта «Просто о важном», создатели проекта задают интересующие каждого человека вопросы священникам, психологам о вере и религии, о науке и ее взаимосвязи с религией и о многом другом. Полный выпуск «Просто о важном: Религия в современном мире. Специальный выпуск» можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/TaRACnfofOc.
В первом блоке пленарной дискуссии «Есть ли у религии будущее?» обсуждались вопросы о часто встречающихся утверждениях, что религия анахронизм и её место в прошлом, однако мы видим открывающиеся храмы и развитие церковной жизни.
Сергей Эрвинович ответил на вопросы: Что такое религия в современном мире? Сохранила ли она актуальность сегодня, в XXI веке, после нескольких веков прогресса? Чем может помочь религия современному образованному человеку, на какие вопросы может дать ответы? Есть ли реальная несовместимость науки и религии, или это два пути, которые взаимодополняют друг друга?
Во втором блоке раскрывалась тема: «Отделённая от государства, но не от общества». Участники обсудили вопросы: Есть ли место религии в школе, ведь у нас светское государство и Церковь отделена от государства. На каких основаниях и для чего мы рассказываем детям о религии?
Марина Зурабовна представила данные исследования, поведенного среди учителей и родителей Нижнего Тагила. исследование, проводилось летом 2021 г. среди родителей 3-х классов. Главная проблема – предубеждённость в катехезическом подходе при преподавании ОПК. Исследование показало, что 70% родителей готовы к взаимодействию с учителем в рамках реализации модуля основы православной культуры, а также большинство учителей и родителей считают что освоение этой программы способствует расширению кругозора, повышению нравственности, духовности и культурного развития детей.
Священник Алексей Бессонов высказался следующим образом: Св. Патриарх Кирилл озвучил мысль о том, что Церковь отделена от государства, но не от общества. Разговор о религии неизбежен в образовательном процессе даже без специализированных предметов. История, обществознание, литература, МХК. Свобода совести – один из ключевых подходов христианства. Свобода – одна из высших добродетелей и ценностей, данных Богом человеку. Согласно христианскому вероучению, даже Бог не вмешивается в свободу выбора человека.
В третьем блоке дискуссии – «Религия в свете культурологического подхода» выступила Людмила Сергеевна, которая рассказала о том как она в своем классе при непосредственной поддержке родителей ведет воспитательную работу с детьми, где учит их тому что такое религия и вера, нравственность и взаимопомощь, совесть и благородство. Рассказала о достижениях детей и результатах такой работы.
Эксперт Елена Николаевна Бородина рассказала о двух подходах к разговору о религии в школе: катехизический и культурологический. Катехизация – наставление в вере, приобщение к Таинствам, обрядам и прочим религиозным практикам. Культурология – разговор об объективных явлениях культуры, с которыми постоянно сталкивается наше общество.
Православие – «государствоформирующая» религия. Именно на его почве сформировалась российская цивилизация и государство. Без понимания Православной культуры невозможно давать оценку событиям и процессам отечественной истории, интерпретировать литературу, живопись и прочие направления искусства, понимать мотивацию действий огромной части наших предков и современников.
В четвертом блоке: «Воспитательный потенциал Православной культуры» был представлен проект «Достоевский 200 лет вместе». Автор кинопроекта – Анна Александровна Ганжа рассказала о проекте, как он создавался и для чего. Ответила на вопросы – о том, как говорить о Православной культуре и вечных ценностях через искусство и делать это интересно для детей. Как найти точки соприкосновения для разговора о «вечных ценностях» с поколением, которое это, на первый взгляд, совсем не интересует? Действительно ли поколение Тиктока – потерянное?
Если вы не смогли подключиться к прямому эфиру пленарной дискуссии, обязательно посмотрите запись на Ютубе. https://youtu.be/Q-tJW6_KuCE. Каждый найдет для себя много нового и важного в отношении религии, образования и культуры российского общества.