31 января 2020 года в ОРОиК Нижнетагильской епархии состоялся семинар для педагогов и воспитателей, посвящённый теме “Великая Победа”.
Этой весной мы встретим 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Какие уроки той страшной войны храним мы в своих сердцах? Какую память передадим мы нашим детям, которые уже так далеки от победного 1945-го?
Специалист ОРОиК, Юсупова С.Г. и преподаватель воскресной школы храма в честь Воскресения Христова, Голованова Е.А. обратили внимание собравшихся на роль Церкви в годы Великой Отечественной войны и познакомили педагогов с житиями святых и подвижников Церкви, которые имеют непосредственной отношение к событиями 1941-1945 гг.
22 июня 1941 года – в этот воскресный день Православная Церковь отмечала переходящий праздник – День всех святых, в земле Российской просиявших. Этот факт дал христианам надежду на благополучный исход начавшейся в этот день войны.
В этот день Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился к жителям страны с посланием, в котором отметил:
“Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»”.
На семинаре педагоги познакомились с жизнью и подвигом святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
В начале войны владыка Лука послал телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета М. И. Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
Отсидев 11 лет в сталинских лагерях, архиепископ-хирург Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой – правом носить на клобуке алмазный крест, и Сталинской премией первой степени по медицине.
На семинаре педагоги познакомились с моментами из жития преподобного Серафима Вырицкого, а так же с биографией пастырей Русской Православной Церкви, которые были участниками ВОВ, а впоследствии стали воинами Христовыми – это архимандрит Кирилл (Павлов) и игумен Алипий (Воронов).
По окончании семинара возникла оживлённая дискуссия о том, как воспитать подрастающее поколение достойными наследниками Великой Победы, как донести до детей истинные ценности в период, когда вниманием детей завладели всевозможные смартфоны, а с экранов телевизоров глядят на детей фэнтезийные “герои”, предлагающие зрителям совершенно иную “историю”.
В завершении приводим рассказ призёра Международного конкурса детского творчества “Красота Божьего мира”, прочитанный Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием на пресс-конференции, посвященной XXVIII Международным Рождественским образовательным чтениям “Великая Победа: наследие и наследники”
«Анютины глазки»
Анастасия Овчинникова (14 лет), Касимовская епархия
События той страшной декабрьской ночи преследовали ее. Не было дня, чтобы она не вспоминала о своей дочке. Ей слышался ее смех, она чувствовала ее дыхание во сне, часто гладила ее по волосам, говорила с ней…
Но были и другие сны, в которых отчетливо звучала лающая немецкая речь, раздавались щелчки автоматов, мелькали озлобленные лица фрицев… Она взглянула на календарь. Скоро снова новый год. Как же не любила она этот праздник! Он будил чудовищные воспоминания…
Женщина подошла к шкафу и достала оттуда детское платьице и ботиночки, школьные тетрадки, исписанные корявым почерком. Слезы медленно потекли по щекам. Она села на стул, прижав к груди вещи своей дочери, закрыла глаза и в полной тишине, нарушаемой только тиканьем ходиков, погрузилась в воспоминания…
В тот день Аня, как и многие деревенские ребятишки, пошла в госпиталь ухаживать за ранеными советскими солдатами. Так приказали немцы, которые уже в течение нескольких недель держали в страхе всех жителей небольшой деревушки недалеко от Курска.
На улице стояли декабрьские морозы, и девочка оделась потеплее, прихватила теплые рукавицы. Обернувшись в дверях, улыбнулась, но взгляд остался серьезным и задумчивым. Захлопнув дверь, впустила белые клубы холодного воздуха в дом.
Вернулась она чуть позже обычного, а через час всех жителей деревни собрали около церкви, чтобы расстрелять старика Акимыча. Оказалось, что один из пленных советских командиров, от которого фашисты хотели получить важные сведения, бежал из госпиталя. Немцы решили, что ему помог кто-то из местных. Смерть невинного потрясла всех. Аня тогда сильно испугалась, побледнела, сжалась. Я это почувствовала, мы обнялись и пошли домой.
Утром 25 декабря все было как обычно. Только Анечка была рассеянная. Перед уходом обняла меня и долго-долго не отпускала.
— Ты что, родная моя? Что случилось? – спросила я.
— Ничего, мамочка, — ответила дочь, а в глазах – боль и страдание.
Как хочется все вернуть назад, не отпускать ее, расспросить о том, что тревожило. Она ушла в тот морозный декабрьский день, чтобы больше не вернуться.
Женщина открыла глаза, рука привычно нащупала таблетки, в кармане старенького халата. Она выпила лекарство. О том, что случилось дальше с ее маленькой девочкой, она узнала не сразу. Оказалось, это ее Аня вывезла на своих маленьких саночках из госпиталя советского командира. Провезла мимо часовых, а потом помогла спрятаться. Увидев, как немцы безжалостно расстреляли невиновного старика, представив, что могло быть с ее родными, девочка пошла в комендатуру и призналась во всем сама. Вот только место, где укрыла солдата, не назвала. Долго мучили ее фашисты, избивали, а потом привязали к школьной парте и выставили на сорокаградусный мороз в одном платьице.
О чем думала ты, моя девочка, стоя босыми ножками на снегу? Этот вопрос мать задавала себе каждый день, чувствуя вину в смерти дочки.
9 Мая на могилу, где растут анютины глазки, она приходит вместе с высоким пожилым мужчиной – советским командиром, которого спасла ценой своей жизни ее дочь, Аня Обухова. Было ей 11 лет.