В связи с поступающими многочисленными вопросами относительно перспектив развития преподавания православной культуры в школе, предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР Синодальный отдел настоящим считает необходимым пояснить следующее.
Преподавание православной культуры в российской общеобразовательной школе началось с 1990-х годов. Государством и Церковью были согласованы содержание учебного предмета в форме примерного содержания, а также основные условия его введения и преподавания в школах в форме примерного соглашения о сотрудничестве органов власти в регионах и епархий Русской Православной Церкви.
В 2007 г. было принято решение о включении в государственные образовательные стандарты группы учебных предметов по религиозным культурам народов России и этике. Соответствующая концепция, предусматривающая преподавание православной культуры по всем уровням школы, была согласована с Министерством образования, рекомендована для использования при доработке новых образовательных стандартов и принята решением Священного Синода Русской Православной Церкви (от 27.12.2007 № 147). После экспериментальной реализации ОРКСЭ в 2009–2011 гг. были разработаны программа педагогического бакалавриата для подготовки учителей и концепция, которой предусматривалось последовательное введение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору со 2-го по 10-й классы.
Представителями Русской Православной Церкви неоднократно делались официальные заявления о необходимости перехода от экспериментального этапа изучения религиозных культур и светской этики в одном классе к педагогически обоснованному преподаванию по всем уровням средней школы. Также указывалось на недопустимость введения некоего общего предмета «по духовно-нравственной культуре», всем религиям вместо преподавания религиозных культур по выбору.
Святейший Патриарх Кирилл в 2012 году обращал внимание на то, что «в школе иногда… изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом… В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья». В 2015 году в докладе на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений он отмечал: «Концепцией курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленной еще в 2012 году, предусмотрено расширение преподавания на 2–10-й классы. Однако с окончанием эксперимента по внедрению ОРКСЭ, всеми признанного успешным, расширение курса было как будто «заморожено»… Непросто готовить педагогов-профессионалов для усеченной предметной области, не имеющей пока ни начала в первых классах школы, ни своего продолжения хотя бы на ступени основного общего образования. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников».
Необходимость перехода к адекватному преподаванию религиозных культур отмечалась в резолюциях мероприятий, одобренных Комитетом по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заявлении Всемирного Русского Народного Собора, Межрелигиозного Совета России, Российской академии образования, других организаций, общественных объединений, открытых обращениях общественности.
В контексте вышеозначенного и многолетней практики участия Церкви в преподавании православной культуры Синодальный отдел выступает за сохранение и развитие изучения религиозных культур в рамках предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР по выбору родителей (законных представителей) школьников и с участием соответствующих российских традиционных религиозных организаций.
Этой теме и были посвящены два официальных заявления СОРОиК — о необходимости привлечения религиозных организаций к разработке федеральных государственных образовательных стандартов в части изучения религиозных культур и о проектах стандартов, исключающих преподавание религиозных культур в 4-м классе и не предусматривающих преподавание религиозных культур в 5–9-х классах.
Данная позиция также является основой для деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, других церковных организаций.