8 ноября в ДК Молодежи прошла III конференция «Семья России — судьба России», организуемая епархиальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Главной темой в этом году стало обсуждение «Ответственного отцовства». В работе конференции приняли участие Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, прот. Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, Суров В. Г., зам. главы Администрации по социальной политике, Юрлов И. Е., начальник Управления образования Администрации города.
Работа конференции прошла в четырех секциях:
- Отец-глава семьи
- Воспитание будущих отцов
- Особенности неполной семьи
- Здоровье мужчины в рамках ответственного отцовства.
Бесспорно, что современная русская семья находится в глубочайшем кризисе — достаточно просто посмотреть на статистику разводов и количество неполных семей, в которых дети воспитываются без одного из родителей. Однако, еще страшнее то, что даже в полной семье очень часто ребенок не получает того, что он должен получать для своего полноценного взросления и социализации, а именно образ отца, в соответствии с которым он будет выстраивать всю свою дальнейшую жизнь, формировать свой характер.
Причин этого было названо много: и безотцовщина послевоенного времени, и социалистический уклад, в котором ребенок с самого маленького возраста фактически изымался из семьи в ясли, садик, школу, пионерскую или комсомольскую организацию, а отец — на завод, и отсутствие четких нравственных ориентиров современности. Современный отец слишком часто отдает воспитание детей на откуп кому-то другому: матери, бабушке, школе, улице, не вмешиваясь и ограничиваясь исключительно материальным участием.
Однако, такой подход к образу отца, при котором мы рассматриваем его только лишь источником дохода, добытчиком, в корне извращает понятие о семье. Роль отца неизмерима в формировании по-настоящему взрослой личности. Отец — это прежде всего источник социализации ребенка. Его любовь, в отличие от материнской, неизменной, всегда защищающей, питающей и обволакивающей, нужно еще заслужить. Отец становится первым уроком и прообразом закона в жизни ребенка. Именно он, когда мать прощает, требует исправить сделанное, учит соответствовать требованиям и отвечать за поступки.
«Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо» (Сир 30:12), ведь если этого не сделает отец, то сделает общество, а оно его вряд ли пожалеет. Здесь писание говорит нам не о жестокости наказания и не о садизме, а о его неотвратимой справедливости и непреклонности, которую мать не всегда может проявить. К большому сожалению, такую твердость способны проявить далеко не все отцы. Как сказал в своем приветственном слове Преосвященный Иннокентий, у нас есть только один идеальный образ Отца. Ему мы молимся много раз в день: утром и вечером, перед едой или каким-нибудь другим делом. «Отче наш» — не просто фигура речи, за повторением которой очень часто теряется какой-либо смысл. Это наше осознание Отца, всесильного, кормящего и защищающего, ради любви которого мы всецело следуем Его воле, постоянно меняя и совершенствуя себя, чтобы быть достойными Его любви.
Быть по-настоящему взрослым для мальчика — значит быть как отец, брать на себя ответственность и нести её бремя до конца. Быть по-настоящему женственной девочка может только испытав любовь отца, который не обманет и не предаст ради своей выгоды или сиюминутных желаний. Не каждый отец способен соответствовать таким требованиям. Именно поэтому главная проблема — это формирование образа отца, соответствующего именно таким качествам, признание его важности в семье и воспитании детей.
К сожалению, отношение нашего общества совсем иное. Достаточно посмотреть хотя бы на то, кому отдается ребенок при разводе. В подавляющем большинстве случаев — это мать. Роль отца в таких случаях сводится только к выплате алиментов и редким, ни к чему не обязывающим, встречам. Конечно, этот вопрос невероятно сложен и требует детального рассмотрения каждой конкретной ситуации, но кажется, он весьма красноречиво описывает устоявшееся отношение к отцу. И это отношение надо менять на всех уровнях: и законодательном и ментальном.