14 октября епархиальным ОРОиКом был проведен педагогический совет руководителей и духовников воскресных школ Южного благочиния епархии. Это был заключительный педсовет: аналогичные мероприятия уже были проведены во всех благочиниях. О целях, формате и необходимости подобных педсоветов нам рассказала заместитель руководителя ОРОиК Ольга Брагина.
Педсоветы проводились в формате круглого стола, живого общения и обмена мнениями. Это интересно и полезно тем, что так происходит личное знакомство с участниками учебного процесса, а не с сухими цифрами отчетов. Кроме того, таким подходом обеспечивается знакомство преподавателей между собой. Непосредственное участие в совете принимали все: представители епархиального отдела, священство, руководители и преподаватели воскресных школ. В таких беседах происходит не только обмен опытом, но и обсуждение существующих проблем.
Это очень хорошо, что актуальные проблемы поднимаются на собрании: очень часто находятся люди, которые могут дать полезный практический совет по их преодолению. В числе воскресных школ есть как новообразованные, так и старые, существующие уже с 90-х годов. Естественно, что уровень опыта у них различен, получается живая преемственность передачи опыта работы. Например, в епархии во многих воскресных школах, главным образом при сельских приходах, существует серьезная проблема: в них обучается не более десяти разновозрастных детей. Естественно, такие школы не могут обеспечить отдельные помещения и преподавателей для каждого возраста, сформировать учеников в разные классы.
Мы уже приняли решение организовать методическое объединение для разработки подходов к преподаванию в таких местах по типу малокомплектных школ. В Серове, в силу значительной удаленности северной части епархии, решено организовать методический центр по работе с воскресными школами и светскими учебными учреждениями в рамках сотрудничества с органами светского образования по подготовке и методической помощи преподавателям курса “Основы религиозных культур и светской этики”.
На мой взгляд, сейчас назрел вопрос о введении Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в детских воскресных школах Русской Православной Церкви, разработанного синодальным ОРОиК. Это вызвано огромным разнообразием преподаваемых предметов в рамках курса Закона Божия, перегруженностью детей, трудностью подготовки преподавателей, подбора учебников, рабочих тетрадей и прочих методических материалов. Переход к стандарту даст нам возможность наладить диалог между преподавателями в их обмене опытом и мнениями, установить баланс между предметами богословского цикла и дополнительным образованием (кружковая, внеурочная деятельность – прим. ред.). Дополнительное образование очень важно, поскольку это, в первую очередь, живое общение, помогающее наладить связь между учениками и педагогами.
Мы познакомились с огромным количеством замечательных, целеустремлённых людей, всецело отдающих себя христианскому служению, воспитанию детей. У каждой школы есть свое лицо, свои традиции, особенности, бесценный опыт. Собираясь все вместе, мы аккумулируем позитивный опыт, который стимулирует развитие системы воскресных школ. Это дает возможность не повторять уже пройденных кем-то ошибок, вдохновляет всех тянуться до уровня самых успешных школ. Это и есть соборная, церковная жизнь, а потому мы верим, что Господь поможет нам в наших начинаниях.